Руководство по соблюдению требований для ЮЛ и ИП в области федерального государственного охотничьего надзора
РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХОТЫ И СОХРАНЕНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»(далее – Закон о животном мире)пользователями животного мира являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром. Статьей 34 Закона о животном мире охота отнесена к одному из видов пользования животным миром.
В статье 35 Закона о животном мире отмечено, что пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Статьей 40 Закона о животном мире определены обязанности пользователей животным миром, а именно:
- осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром;
- соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром;
- применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
- не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
- осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
- проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
- оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- применять при пользовании животным миром гуманные способы.
В статье 41 Закона о животном мире отмечено, что отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.7.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ниже приведен перечень положений нормативных правовых актов, предъявляющих определенные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере охоты (охотпользователям), а так же перечень основных допускаемых нарушений.
2. Перечень требований нормативных правовых актов, предъявляющих определенные требования к охотпользователям
2.1. Наличие правовых оснований для осуществления определенных видов охоты.
Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений, принятых уполномоченным органом исполнительной власти – ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 24.7.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется на основании научных и научно-технических программ и проектов, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также на основании образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В нарушение указанных требований имеют место случаи производства охотпользователями перечисленных видов охот в отсутствие правовых оснований.
2.2. Соблюдение установленных ограничений и запретов при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.7.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты:
1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях;
2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов;
3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста;
4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;
5) определение сроков охоты;
6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.
Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных.
Ограничения и требования к осуществлению охота на территории Кировской области определены параметрами осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Кировской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденными Указом Губернатора Кировской области от 1412.2012 № 160.
В нарушение установленных требований охотпользователями при предоставлении права на добычу охотничьих ресурсов допускаются нарушения установленных ограничений и запретов, в частности при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
2.3. Своевременная подача заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов и соблюдение квот добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты.
Согласно ч. 9 ст. 24ст. 22 Федерального закона от 24.7.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными охотпользователями. Пунктом 4 порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 N 228 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации) заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов.
Несвоевременная подача заявки на установление квот добычи (или не подача заявки) лишают охотпользователя права на добычу (предоставления права добычи) в отношении квотируемых видов охотничьих ресурсов. При указанных обстоятельствах выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются квоты добычи, незаконна.
2.4. Своевременная подача охотпользователями в уполномоченный орган в исполнительной власти субъекта Российской Федерации области охоты и сохранения охотничьих ресурсов данных о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов).
Абзацем 2 п. 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 определено, что ежегодно до 1 апреля охотпользователи представляют в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов).
2.5. Соблюдение порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 24.7.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов определено ст. 30 Федерального закона от 24.7.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пунктом 16 порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц», в соответствии с которыми в разрешении указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника;
вид охоты;
сведения о добываемых охотничьих ресурсах;
количество добываемых охотничьих ресурсов;
сроки охоты и места охоты;
дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.
(далее – Порядок оформления и выдачи разрешений № 379).
Основанием для оформления и выдачи физическому лицу разрешения на добычу охотничьих ресурсов является подача физическом лицом заявления, в котором согласно пункта 4 Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» указываются следующие сведения;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
вид охоты, который предполагается осуществлять;
сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;
предполагаемые сроки охоты;
места охоты;
дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер.
В нарушение установленных норм законодательства охотпользователи при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов периодически допускают нарушения перечисленных требований, а именно: выдача разрешений производится в отсутствие заявления на получение разрешения, либо в заявлении указана не вся предусмотренная информация; в выдаваемых разрешениях на добычу охотничьих ресурсов не указывается сроки охоты (либо указаны неверно); отсутствуют сведения об охотничьем билете; не указано количество добываемых охотничьих ресурсов а также сведений о добываемых охотничьих ресурсах.
2.6 Соблюдение нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Согласно частей 1 и 2 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.Нормативы допустимого изъятия для ряда видов охотничьих ресурсов, в том числе в отношении которых устанавливаются квоты добычи, определены Приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», кроме того, на уровне субъекта Постановлением Правительства Кировской области от 27.08.2010 № 66/422 «О нормах допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормах пропускной способности охотничьих угодий в Кировской области»определены норму суточной добычи рябчика, тетерева, глухаря, зайца.
С учетом перечисленных требований отмечаются случаи нарушений со стороны охотпользователя установленных нормативов и норм допустимой добычи при предоставлении права на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам (при выдаче разрешений).
2.7 Реализация мероприятий по осуществлению производственного охотничьего контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
С учетом положений Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2014№ 6 (далее – Порядок) производственный охотничий контроль осуществляется в соответствии с планом осуществления производственного охотничьего контроля, составляемым и утверждаемым охотпользователями (п. 10 Порядка); охотпользователи обеспечивают ведение журнала, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля.
Кроме того, охотпользователи ежегодно до 1 февраля текущего года представляют в уполномоченный орган по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий за истекший год.
В ряде случаев требования по составлению ежегодного плана осуществления производственного охотничьего контроля, предоставления отчета об осуществлении производственного охотничьего контроля, ведению журнала охотпользователями не выполняются.
2.8 Наличие документов внутрихозяйственного охотустройства.
Согласно ч.12 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. Требования к содержанию схемы использования и охраны охотничьего угодья определены Приказом Минприроды России от 23.12.2010 № 559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства».
В нарушение перечисленных требований в ходе проведения проверок отмечаются случаи отсутствия у охотпользователя схемы использования и охраны охотничьего угодья, либо указанная схема не отвечает установленным требованиям.
2.9 Проведение биотехнических мероприятий.
Ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»определено, что к биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов, при этом, проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.При этом, с учетом положений Приказа Минприроды России от 24.12.2010 № 560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно, в объеме и составе определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства.
В нарушение установленных требований имеют место случаи невыполнения биотехнических мероприятий в составе и объеме, определенном документами внутрихозяйственного охотустройства.
Таким образом, всем охотпользователям необходимо обратить внимание на имеющиеся в практической деятельности факты нарушений законодательства о животном мире, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, принять меры по недопущению подобных нарушений в своей хозяйственной деятельности.
Форма проверочного листа - федеральный государственный охотничий контроль (надзор) (ссылка)